Мы готовимся к школе.

Трудно назвать более ответственный период в жизни родителей, чем последний год перед поступлением в школу. В последнее время формирование школьной готовности сводится исключительно к натаскиванию детей в чтении и письме. Парадокс. Заключается в том, что можно всего этого не уметь и быть готовым к школе и, наоборот, можно владеть определенными учебными навыками до школы, а потом методично отставать и отставать. Ребенок может уметь читать и считать, но у него может отставать зрительно-моторная координация и мелкая моторика руки, может быть не сформированы навыки поведения на уроке (произвольное поведение). Произвольность. Произвольное поведение – это отказ от непосредственности, это поведение опосредованное определенными правилами и нормами. Обычно произвольность складывается к концу первого полугодия учебы в школе: дети становятся серьезными и сосредоточенными и уже понимают, что такое учебный процесс. Родители также могут формировать произвольность в домашних условиях. У шестилеток еще не развито активное сосредоточение и им не удается удерживать внимание более 10 минут. Поэтому занятия должны быть не более получаса и за это время надо сменить как минимум 3 формы работы. Если ребенок выполняет задания только в присутствии взрослого, значит оставьте свои дела и садитесь рядом. Существует следующая динамика произвольности: на первом этапе- задачи выполняются в присутствии взрослого, затем – с опорой на подкрепление, на третьем этапе- ребенок самостоятельно выполняет задачу и требует новых заданий. Не забывайте читать сказки. Сказки – это умение слушать и слышать. Но читайте не так, чтобы в одной руке был банан, в другой игрушка. Посадите на диван, пусть успокоится, и только тогда читайте. Принцип формирования произвольности прост: надо помочь ребенку довести начатое до конца, поддержать его морально, эмоционально. Умение видеть и мелкая моторика. Письмом 6-летние дети овладевают медленнее, чем 7-летние. У них еще не развита тонкая координация движений руки (взаимодействие руки глаза). Умение видеть и мелкая моторика руки формируются в различных видах деятельности: мозаика, кубики, пазлы, конструкторы, раскраски, штриховки, срисовывание. Все эти занятия подготавливают руку к письму. Лучший способ развития умения видеть и мелкой моторики – обведение рисунков, срисовывание надписей. Вы пишите, а ребенок срисовывает. Обязательно похвалите, даже если с вашей точки зрения срисовал не очень. Не стоит приучать к внешним мотивам (конфета, игрушка, мультик), когда еще есть мощный внутренний мотив – чувство успеха. Развитие вербальной способности. Развитая вербальная способность – это говорить полным ответом, преодоление скованности в общении. В данном случае хорошие результаты принесут пересказы сказок, сочинение историй, сочинение рассказов по картинкам. Память. Развитие памяти необходимое условие успешности обучения в школе. Необходимо обеспечить переход от непроизвольного запоминания к произвольному, научить умению запоминать целенаправленно. Для тренировки предлагайте ребенку упражнения и задания на несколько условий (принеси книгу, тетрадь, фломастеры убери в ящик). Хороший развивающий эффект дают игры: «Четвертый лишний» (логическое мышление, обобщение), «Земля, воздух, вода» (словарный запас, развитие речи), «Море волнуется» (концентрация внимания, произвольность поведения), «Исчезнувший предмет» (память, внимание), «Найди различие» (внимание), «Найди картинку» (внимание, зрительная координация), «Да и нет, не говорить» (развитее речи, словарный запас). Чтобы помочь ребенку адаптироваться к обучению в школе очень важно сформировать: · Мотивационную готовность, то есть желание учиться · Интеллектуальная готовность, то есть уровень развития внимания, мышления, памяти, восприятия. · Волевая готовность, то есть способность понять и принять задание учителя, подчинив ему свои желания.